Бизнес-планирование в 21 веке. Экспресс-прогноз.
Существующий на сегодняшний день подход к проблеме бизнес-планирования инвестиционных проектов, в ближайшее время претерпит существенные изменения.
Что же измениться или может измениться? Какие тенденции и подходы будут доминировать? На какие моменты при разработке бизнес-проекта следует уделить особое внимание?
- Прежде всего, несмотря на существование огромного количества литературы, методик, и рекомендаций по написанию бизнес-планов (в том числе и методика ЮНИДО), в ближайшее время, все инвестиционные проекты будут классифицироваться следующим образом:
- Инвестиционные проекты, направленные на развитие сбыта (сбытовой сети);
- Инвестиционные проекты, направленные на создание новых или модернизацию уже действующих производств (или оказанию услуг);
- Инновационные проекты (производство, услуги, сбыт).
При всем при этом, сама структура бизнес-проекта, направленного на создание сбытовой сети, будет мало чем, отличаться от общепринятых структур по написанию бизнес-плана. И, тем не менее, она будет существенно отличаться по «внутреннему наполнению» от инвестиционного проекта, связанного с созданием любого, пусть даже и несложного производства. Мне, например, до сих пор непонятно, почему данный вопрос и по настоящее время «обходится» стороной. Так что не исключено, что методики, и рекомендации по составлению бизнес-планов в ближайшее время будут переписаны.
- Существенно изменится подход к продвижению производимого или перепродаваемого продукта/услуги на рынок. В связи с тем, что рынок в настоящее время структурируется, укрупняется и имеет скрытую тенденцию к монополизации, авторам и разработчикам инвестиционных проектов придется достаточно детально и кропотливо прорабатывать вопросы сбыта, как в плане маркетинговых исследований и прогнозов, так и с чисто финансовой стороны вопроса (финансовый план). Это, прежде всего, касается затратной части, так называемых «Инвестиционных затратах» (расходы на рекламу, раскрутку Торговой марки и PR, приобретение автотранспорта (например, для организации товара по торговым точкам и другие расходы)). Надо отметить, что при различных стратегиях, связанными с продвижением товара/услуг на рынок, будут различны и первоначальные инвестиционные затраты. Причем суммы на продвижения продукта, могут значительно колебаться: от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов. В отдельных случаях, эти суммы могут превысить и миллионы долларов. Исходя из этого, можно сделать вывод, что потенциальному инвестору нужно предоставить несколько вариантов стратегии продвижения товара на рынок. А, вследствие этого и несколько финансовых отчетов, которые в разной степени отражают положительные и негативные стороны той или иной сбытовой стратегии (тех или иных инвестиционных, а в последствии повседневных издержках). Естественно, что и интегральные показатели инвестиционных проектов будут розниться. Будет, как говорится о чем подумать как разработчикам, так и инвесторам, пролистывая альтернативные варианты одного и того же инвестиционного проекта.
- На что же, в особой степени будет обращено внимание при составлении (проработке) инвестиционного проекта?Инвестиционные проекты, направленные на развитие сбыта (сбытовой сети).
- Это, прежде всего вопросы, связанные с прогнозированием рынка, вернее, с прогнозированием ситуации, которая может сложиться на рынке через год, через два, после начала реализации проекта. Что может произойти за это время? Рынок может серьёзно видоизмениться. Ведь, как правило, инвестиционные проекты составляются не менее чем на 3-4 года. На сегодняшний день этому вопросу практически не уделяется внимания, а между тем, это очень непростой вопрос. Все знают, что появление на рынке сильного конкурента может изменить, а иногда и дестабилизировать его.
- Вопросы, связанные с конкуренцией и конкурентами. Любого инвестора, кроме чисто экономической стороны вопроса, будет интересовать, а с кем конкурировать (соперничать) будем? Какие преимущества, недостатки и рычаги влияния имеются у основных конкурентов, которые без особого энтузиазма отнесутся к появлению на рынке ещё одного серьезного соперника.
- Отдельное внимание будет уделено такому вопросу, как управленческому (фактическому учету) движения товарно-денежных ценностей. Вплоть, до возможных вопросов, со стороны инвесторов (или экспертов по оценке инвестиционных проектов): а вы в какой программе работаете?
Инвестиционные проекты, направленные на создание новых или модернизацию уже действующих производств (или оказанию Услуг).
- Помимо перечисленных выше тенденций, особое внимание должно быть уделено производимому продукту, на предмет соответствия нормативной документации. К сожалению, такие понятия, как сертификация продукта, ГОСТы или Технические Условия ещё «не в чести».
- Особое место будет занимать, чисто производственный вопрос. Это, прежде всего, касается оборудования и технологий. Более того, достаточно хорошо должен быть раскрыт (проработан) вопрос о технологиях, применяемых на сегодняшний день производителями-конкурентами. Маленький «Свечной заводик», дело конечно хорошее, но далеко не всегда. Маркетинговый анализ в области существующих технологий (производственных) — это уже завтрашний день.
- Более серьезно, будут прорабатываться такие вопросы, как поставка сырья и комплектующих. Именно того, без чего не может существовать ни одно производство. И конечно, вопросы качества сырья.
- В ближайшее время появится термин — «Уровень проработки инвестиционного проекта». По всей вероятности, уровень проработки будет классифицирован на высокий, средний и низкий. Соответственно, как время, так и затраты на разработку инвестиционных проектов высокого уровня будут несоизмеримы с разработкой проектов более низкого уровня. Возможно, и неравнозначным будет и отношение инвесторов к таким проектам.
Данная статья, затрагивает лишь основные тенденции, с которыми столкнуться специалисты в области бизнес-планирования, а рекомендуемые структуры по написанию бизнес-планов появятся на страницах этого сайта в ближайшее время.